Островная Арктика

Arcticlight.ru

Транспортные пути – историческая ценность Северного Ледовитого океана

В Северной Америке – на Аляске, в Канаде и Гренландии благодаря созданию метеорологических и военных радарных станций раннего предупреждения открылись новые рабочие места для многих местных жителей. Строительство и обслуживание этих станций повлекли за собой развитие воздушного и морского сообщения с использованием ледоколов. Значительно улучшились системы связи. Сегодня прием телесигнала со спутника возможен почти во всех поселениях. Разные правительственные программы и административные мероприятия направлены на расширение сети постоянных поселений и постепенную ликвидацию мелких населенных пунктов.

Рост интереса к арктическим областям ведет к усилению политической напряженности из-за их статуса. В начале 1950-х годов канадское правительство учредило посты полиции и для подтверждения своего суверенитета построило в высокоширотной Арктике два эскимосских поселения, Резольют и Грис-Фьорд. Суверенитет Канады над акваториями между островами Канадского Арктического архипелага оспаривался США.

Экономические интересы, которые прежде концентрировались в основном на промысле морских животных, постепенно переместились в область разведки полезных ископаемых, особенно нефти и природного газа. В 1970-х и 1980-х годах Норвегия, СССР, США, Канада и Дания приступили к реализации широкомасштабных программ исследования природных ресурсов. Огромные проекты были осуществлены в СССР, а вслед за открытием крупного нефтегазоносного бассейна на севере Аляски был сооружен Трансаляскинский нефтепровод. В Канадской Арктике были внедрены современные технологии извлечения больших объемов нефти и газа, однако затем добычу пришлось резко свернуть, так как мировые цены на энергоносители опустились ниже минимального уровня, при котором применение дорогостоящего оборудования оправдано с экономической точки зрения.

Сейчас, когда из-за глобального потепления в Арктике начали таять льды, местные запасы нефти и газа становятся доступнее для добычи. По оценкам ученых, под полярной шапкой может залегать до 25% мировых запасов углеводородов. Кроме того, через Арктику пролегает Северный морской путь – самая короткая трасса из Европы в Америку и Азию. Опять же, с учётом потепления он становится и самым удобным для перевозки углеводородов с арктических месторождений, о чем было сказано выше. Поэтому очень важно, кто именно контролирует арктический шельф.

Если России удастся доказать свои претензии, она получит права на разработку огромных месторождений нефти и газа на треугольнике Чукотка-Мурманск-Северный Полюс (площадь – 1,2 млн кв. км).

Другие претенденты на шельф уже стали добывать свою «доказательную базу» в отношении территориальных претензий. 17 августа 2008г. из Мурманска стартовала датская экспедиция по изучению арктических шельфов на самом большом в мире ледоколе «50 лет Победы». Этим датчане собираются изучить часть хребта Ломоносова, которая находится в арктическом секторе страны, а также в приполюсном районе Канадского сектора. Фактически они намерены доказать, что хребет Ломоносова – прямое продолжение шельфа датского острова Гренландия.

Ничего удивительного в намерениях датчан нет – хребет проходит под всем океаном от Гренландии до России.

В 1982 году была подписана современная «Конвенция ООН по морскому праву» где было установлено право прибрежных государств на прибрежную 200-мильную зону. Однако, сначала ряд прибрежных стран даже протестовали против этих правоустановлений. В первую очередь среди них были и те государства, которые теперь претендуют на обширные шельфовые области в Северном Ледовитом океане. 200-мильная зона воспринималась ими как пустая ответственность. Причина этого видится в слабом уровне развития техники того времени, когда бурение морского дна, добыча энергоресурсов на больших глубинах были невозможны. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Еще статьи по теме

Концепция энергетической политики. Энергетическая стратегия России В настоящее время остро стоит проблема иссякаемости природных ресурсов. Поэтому понятие концепции энергетической политики России и ее стратегии является очень важной задачей. Россия располагает значительными запасами энергетических ресу ...

Каспийское море Каспийское море - величайшее в мире бессточное озеро, на границе Европы и Азии, названное морем за величину (371 тыс. км2) и солёность воды. Считается, что Каспийское море, по крайней мере его Южно-Каспийская котловина, является остатк ...